Popelka / Золушка, Чехословакия, 1969 год.
"Три орешка для Золушки" знают, наверное, все. Этот же фильм широкой известности в нашей стране не получил. Снятый четырьмя годами раньше, он отличается от "Трех орешков" так, будто они из разных эпох. И дело даже не в том, что "Золушка" черно-белый, а "Три орешка" цветной. В этом фильме меньше динамики, актеры действуют в статичных сценах, раскрытия характеров почти нет, точнее, характеры остаются в своем сказочном паттерне, за исключением, наверное, образа короля.
Однако, сказать, что этот фильм плох, язык не поворачивается и рука не поднимается. Он определенно хорош. Если перестать сравнивать его с "Тремя орешками" (а перестать его сравнивать очень трудно, ну так и быть, на минуточку), то это очень милый, очень романтичный, очень лиричный вариант сказки.
Разные мысли...И уж конечно в "Три орешка" из него перекочевало очень многое. Например, внешний вид Золушки.
Прямо одно лицо! Но Золушка Шафранковой очень отличается от этой Золушки Евы Грушковой характером. Золушка Грушковой очень тихая, робкая, исполнительная, ласковая и кроткая. Этой Золушке очень нужно одобрение и любовь, в ней нет той независимости, что у Либуше. Золушка Евы не скачет по лесам на коне, не стреляет в птиц из арбалета, чтоб улизнуть из полного танцующих пар зала, ей надо просто произнести заклинание, которому научила её голубка - и как же ей это идет, это маленькое ведьмовство!
Собственно, три орешка - да они же оттуда, из этого самого фильма 1969 года. Только у Евы орешки - искусственные, видно, что не живые, кукла, а у Либуше - настоящие, по крайней мере, в натуральный размер.
Сестра Золушки - Дорка! Тут их у Золушки две, Дорка и Катерина. Дорку играет та же актриса, Дана Главачова, что через четыре года сыграет Дору в "Трех орешках".
Наверное, при более внимательном просмотре можно было найти еще сколько-то общих черт, но я перейду уже к своим любимым пунктам.
Отец и мачеха. В этом фильме более-менее внятно объяснено, почему Золушка работает, а сестры прохлаждаются. Дело в том, что она и должна работать, она дочь дровосека. Живут они небогато, да еще и имеют долги. Так что совершенно логично, что и отец, и дочь упахиваются вхлам. Мачеха же и сестры будто бы живут в параллельном пространстве. Их не касаются ни быт, ни долги. Золушка неоднократно просит о помощи по хозяйству, но всякий раз получает отказ. Что ж, по крайней мере, этот момент создатели фильма продумали.
Принц проходит в этом фильме дорогой взросления, как и в Трех орешках, но стартует он с другой точки. Если Принц Павла Травничка - задорный, живой, активный, то в этом фильме Принц пассивен, статичен, равнодушен ко всему. Сидит со скучающим видам в четырех стенах и пописывает стишки. Не знаю, может, стихи он пишет и хорошие, но песни поет не он, а трубадур, а творчество принца лишь упоминается, но себя не проявляет.
К балу относится как к испытанию и неизбежному злу. Только появление Золушки заставляет его оживиться и действовать.
Король в исполнении Ладислава Пешека просто прекрасен. О слегка чудаковат, мил, с самого начала он вызывает куда больше сочувствия, чем принц. Очень живой, очень мудрый и явно себе на уме, когда он взирает на толпу невест, кажется, что он тоже выбирает, только для себя. Через четыре года он снимется в волшебном фильме "Златовласка" в том же амплуа - старый король-отец.Я не нашла в сети ни одного варианта с закадровым переводом - только субтитры. Хотя чего уж, в принципе, этот фильм можно спокойно смотреть и в оригинале, даже если какие-то отдельные фразы выпадут, на понимании сюжета это не скажется. В этом фильме собрали от обеих Золушек - и голубку, которая к счастью, не выклевывает никому глаз, и необходимость покинуть дворец ровно в полночь. Несмотря на явную малобюджетность, я бы сказала даже убогобюджетность, фильм отличный. Особенно радуют песни трубадура - мелодии его просты и милы и отлично ложатся на слух.